Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полет Маргариты, Доктор Живаго и великая босоножка Дункан.

«Прощай, Наташа! - прокричала Маргарита и вздернула щетку. – Невидима, невидима, - еще громче крикнула она и между ветвями клена, хлестнувшего ее по лицу, перелетев ворота, вылетела в переулок. И вслед ей полетел совершенно обезумевший вальс…» - так начинается полет Маргариты, необыкновенное воздушное путешествие, фантастическое и вместе с тем настолько реальное, что невольно ощущаешь себя его участником.

Михаил Афанасьевич БулгаковМногие почитатели произведения Булгакова «Мастер и Маргарита» утверждают, что на Малом Власьевском, 12 стоит именно тот особняк, в который Булгаков поселил Маргариту. Если проследить путь, по которому летела Маргарита  через Арбатские переулки, географически, более подходящего места не найти.

Бывал ли Булгаков на Малом Власьевском? Видел ли прекрасный особняк с чугунной оградой? Конечно! Напротив, в маленьком невзрачном сером домике с деревянным забором (дом 9), жила сестра третьей жены писателя Ольга Сергеевна Бокшанская, которая была замужем за актером МХАТа Калужским и являлась личным секретарем Немировича-Данченко.

Не менее примечательна и реальная судьба дома №12 по Малому Власьевскому. Став частной резиденцией купца Ивана Михайловича Коровина с момента постройки в 1903 году, история этого нового красивого здания после революции связала воедино имена целой плеяды русских деятелей искусств.

Князь Сергей Михайлович ВолконскийС 1919 по 1924 годы здесь размещался Институт Ритма или Государственный институт ритмического воспитания, основанный князем Сергеем Михайловичем Волконским, потомком знаменитого рода Волконских и блестящим деятелем искусства конца XIX, начала XX веков. Вместе с князем Волконским организацией института занимался К. С. Станиславский и А. В. Луначарский. Вот цитата из мемуаров князя С.М. Волконского: «Наш Ритмический институт поместился в особняке, бывшем Коровина в Малом Власьевском переулке; он осел там, огражденный всеми гарантиями Луначарского».

Константин Сергеевич СтаниславскийРектором института стала Нина Георгиевна Александрова. В программу обучения в Институте Ритма входили такие дисциплины, как сольфеджио, история музыки, педагогика, психология, художественное слово, пластика и, конечно, главным практическим предметом была ритмика, ее в разное время преподавали В. А. Гринер и кн. С. М. Волконский, который лишь о Ритмическом Институте говорил, что это было единственное заведение, где шла работа. Предметы, преподаваемые на разных курсах, разнились - так, на втором году обучения появились новые, вместе с приходом новых педагогов. Хорошо видно, как постепенно расширялся курс Института: театральную лабораторию преподавал Б. А. Фердинандов, методику, импровизацию, сольфеджио - Н. Г. Александрова, ритмику - Н. Г. Александрова и Е.Чаянова, эстетику - профессор И. А. Ильин, дыхание - Дробова, пластику - Богословская, шведскую гимнастику - Иванов, психологию - Коннюбах, физиологию - Ненюков, ритмический диктант - Н. Егина. Третий год - выпускной, здесь опять появляются новые предметы и имена: шведскую гимнастику ведет Гиппенрайтер, пластику - Татьяна Тар, дыхание - Галактионова, импровизацию, вместе с Н. Г. Александровой, ведет Оранский. Кузнецов читает лекции по истории музыки, Четвериков - по психологии, Жемчужников - лекции по анатомии и физиологии. Среди преподавателей был и Всеволод Иванов, который вел семинар по стиховедению.
Работа Института подробно комментировалась в прессе. Одна из первых заметок об Институте показывает, насколько напряженно и быстро шла работа — уже через полгода после открытия состоялся первый выпуск ритмистов.

Марина ЦветаеваА вот личность князя Волконского примечательна еще и тем, что он являлся одним из прототипов «Доктора Живаго» знаменитого романа Бориса Пастернака. Жизнеописание доктора во многом пересекается с реальными историями из жизни Сергея Михайловича. В 1920 году Волконский познакомился с М. Цветаевой и их трепетная и нежная дружба продлилась до последних дней князя. Можно предположить, что и Цветаева бывала в Институте, в котором преподавал Волконский.

Айседора Дункан (Isadora Duncan) - великая босоножкаСохранились так же упоминания о том, что в парадном Голубом зале особняка на Малом Власьевском, 12 танцевала Айседора Дункан, великая босоножка (как ее прозвали за манеру танцевать без обуви), знаменитая американская танцовщица и жена русского поэта Сергея Есенина. В те же годы, что существовал Институт Ритма, совсем недалеко, на Пречистенке, дом  20, Айседора организовала свою хореографическую студию. Косвенным подтверждением ее визитов в этот дом является  еще и то, что Дункан была дружна со Станиславским. В 1908 году Станиславский писал Айседоре Дункан: «Вы потрясли мои принципы. Я ищу в своём искусстве то, что Вы создали в Вашем. Это красота, простая, как природа». А Луначарский всячески содействовал преподавательской деятельности Айседоры в постреволюционной России.

Не все свои тайны история раскрывает охотно. И сколько великих имен еще связано с этим красивым старинным зданием? И чьи имена продолжат эту летопись в XXI веке?